Эта целевая программа является совместной разработкой сектора музейной энциклопедии Российского института культурологии и Научного совета по музеям СО РАН (Института истории СО РАН), с привлечением региональных комитетов по культуре, музеев Сибирского региона и Центрального района России (Рязанской области).


За последние полтора десятилетия произошли радикальные изменения как в обществе, так и в музейном деле. В начале XXI в. музеи становятся существенным фактором, включенным в социально-экономические процессы и обеспечивающим соединение культурной политики с региональной спецификой. В музейном пространстве в настоящее время функционируют совершенно новые и чрезвычайно многообразные типы и виды музеев, предлагающие новый «музейный продукт». Потребитель этого «продукта»  — музейный посетитель  — сегодня также иной, чем всего десятилетие назад. Проблемы музейной коммуникации, взаимодействия музея с новым посетителем  — среди наиболее актуальных и слабо исследованных. Последнее значительное комплексное исследование «Музей и посетитель» было проведено НИИ культуры (ныне  — Российский институт культурологии) в 1970-е годы; его результаты активно использовались советскими музеями в их деятельности. Назрела острая необходимость проведения нового широкомасштабного исследования с использованием современных методик для получения объективной картины восприятия музейной аудиторией музея в целом и различных типов экспозиций и форм культурно-образовательной деятельности, а также роли музея в современном обществе.


Целью программы является создание общих методик и рекомендаций для разработки музейных программ и координации региональной культурной политики в вопросах сохранения и презентации обществу историко-культурного наследия. Исследование должно носить междисциплинарный характер на стыке истории, культурологии, музееведения, социологии, психологии, информатики.


Исследование позволит получить объективные данные о характере музейной аудитории, об особенностях музейной коммуникации в различных видах музейных учреждений и разработать рекомендации для музейных работников по оптимизации взаимодействия музеев с их аудиторией, с целью усиления воздействия музея на процессы формирования личности. Научное обоснование наиболее перспективных направлений деятельности музеев обеспечит создание эффективных условий для более широкого доступа различных групп населения к культурным и историческим ценностям, поможет в определении стратегии развития музейной сети страны и региональной культурной политики


В рамках реализации программы в 2012 году проведены:

а также блок научных исследований:

  • реальной и потенциальной музейной аудитории Рязани и Новосибирска
  • анкетирование экспертов
  • тестирование посетителей музеев
  • фокус-группы со студентами, преподавателями, учеными