630090, г. Новосибирск, ул. Золотодолинская, 4

тел/факс: (383)330-24-92

тел. для экскурсий: (383) 330-34-18

Музей был создан по инициативе и под руководством одного из ведущих советских археологов директора Института (археологии и этнографии СО РАН) академика А.П. Окладникова в 1968 г. С первых дней существования института реализовывался комплексный подход в исследовании памятников истории и культуры - от археологический эпохи до современной этнографии. В результате активной экспедиционной работы были накоплены богатейшие археологические и этнографические коллекции, которые впоследствии и составили фонды Музея.

Сегодня в музее насчитывается более ста тысяч предметов, – подлинная сокровищница, отражающая историю, культуру, быт и мировоззрение коренных народов Сибири и Дальнего Востока в широком хронологическом спектре.

Музейная экспозиция реализована по территориально-хронологическому принципу.

Зал эпохи палеолита

Один из самых загадочных и провокационных вопросов, занимающий умы великих людей уже многие века ставит перед нами проблему происхождения Человека на земле? Для ученых, занимающихся проблемой антропогенеза, на сегодняшний день уже нет сомнения в том, что прародиной человечества является Африка. Более сложным и дискуссионным остаются вопросы – где и как произошло формирование Homo sapiens sapiens человека разумного?

Экспозиция зала раскрывает проблему происхождения человека. Представлена карта археологических памятников и миграционных путей освоения Сибири человечеством в древнекаменном веке. На материалах Алтая раскрыта теория директора института  академика А.П. Деревянко о мультирегиональной эволюции человека современного физического типа и о формировании нового  вида Homo altaiensis. 

Археологические материалы Алтая (многослойные пещерные комплексы  Денисовой,  Каминной,  Страшной и пещеры им. А.П. Окладникова), дают полное представление о развитии культур всей эпохи палеолита. Материалы самого древнего памятника Карама свидетельствуют о заселении территории  Алтая 800 тыс. лет назад. Археологические находки в Денисовой пещере раскрывают эволюционные процессы в технологии изготовления каменных орудий на протяжении 300 тыс. лет и особую ценность имеют сакральные предметы (украшения из кости, рога), свидетельствующие о многообразном и сложном духовном мире древнего населения.

В витринах представлены  разнообразные  материалы – итоги исследований палеолитических памятников разных географических

регионов – от Кавказа до Дальнего Востока, объясняющие адаптационные возможности человечества.

Отдельным блоком выделены предметы первобытного искусства, говорящие о формировании у человека религиозных представлений уже десятки тысяч лет назад. Особо выразительны объемные произведения из мамонтового бивня со стоянок Мальта и Буреть – фигурки птиц и людей.

Зал эпохи неолита

В зале представлена мультимедийная интерактивная программа «АРХАЕестествознание». В трехмерном пространстве поэтапно раскрываются способы обработки каменных изделий и непосредственное их применение в жизни неолитического человека. Подробно показан технологический процесс изготовления орудий вкладышевой техники и шлифовки, а так же обработка поверхности изделия отжимной ретушью.

Используя эмпирический опыт, человек познавал законы физики, механики, химии, термодинамики. Благодаря механике было изобретено веретено и пряслице, что способствовало появлению ткачества. А законы термодинамики открыли для человека возможности керамического обжига.

В экспозиции зала неолит делается акцент на региональные  различия, раскрывается проблема адаптации человека в природной среде и отражена хозяйственная специализация.

Витрины, отражающие археологические памятники  территории Восточной Сибири (китойская и серовская культуры) раскрывают специфику орудийного набора для охотничьего и рыболовного промыслов.

Комплекс, посвященный неолитическим культурам Приамурья и Приморья, включает в себя керамические изделия, предметы для  обработки керамики и орудий труда. Многочисленный керамический

комплекс от самых древних образцов до высокохудожественных сосудов, лощенных, украшенных личинами и фигурными рельефами. 

Интересен комплекс дальневосточной ритуальной пластике: фигурки животных и антропоморфные образы с ярко выраженными палеоазиатскими чертами лица.

Зал эпохи бронзы

 «Середина II-го тыс. до н.э. пылает костер, в горящих тиглях дрожат золотистые лужицы металла, вскоре он окажется в разогретых полостях, оттиснутых в глине или вырезанных в мягком тальке. Остыв, металл сохранит их формы, и превратиться в отсвечивающие желтым предметы, издающие при ударе чудесный звон. Человечество вступило в бронзовый век»

Соловьев А.И.

Зал эпохи бронзы знакомит с новым этапом развития человечества – освоение технологии изготовления орудий труда, оружия и украшения из первого металла – сплава олова и меди. Экспозиция включает многочисленные изделия из бронзы, керамические комплексы, свидетельствующие о разнообразии археологических культур на территории Алтая и Западной Сибири.

В структуре экспозиции реализован географический принцип.  Территория Алтая представлена памятниками афанасьевской и окуневской культур, носители которых  3-2 тыс. лет до н. э. первыми освоили бронзовое производство на территории Сибири.

Материалы памятников Новосибирского Приобья раскрывают эволюцию культур эпохи бронзы: усть-тартасской, одиновской, кротовской, андроновской и ирменской (IV тыс. до н.э. – I тыс до н.э). Находки из погребения памятника "Сопка 2", свидетельствует о высоком уровне технологии бронзолитейного производства.

Искусство бронзового века на этой  территории – это великолепные образцы резьбы по кости и рогу, отражающие архаичные  мифологические образцы. 

Зал эпохи раннего железа

 

          В зале эпохи Раннего железа века раскрывается удивительный мир номадов скифской эпохи. Центральное место занимает Пазырыкская культура "замерзших" могил Горного Алтая.

 Благодаря вечной мерзлоте сохранились предметы органического происхождения (изделия из меха, кожи, ткани, войлока, дерева).

В музее представлены уникальнейшие экспонаты: одежда, покрытия на седло, погребальная утварь, предметы вооружения, украшения конской сбруи и мумия мужчины с искуснейшей татуировкой на правом предплечье.

На цифровых фоторамках и сенсорном экране отражены    итоги междисциплинарных исследований предметов пазырыкской культуры. Полученные результаты дают возможность понять методы научных исследований и проследить аргументацию исторических выводов.

Дополняют экспозиционное пространство комплексы предметов синхронных культур раннего железного века на территории Западной Сибири (большереченская и саргатская культуры), Минусинской котловины (тагарская культура) и Дальнего Востока (урильская и польцевская культуры).

Зал Средневековья

 «Одним из крупнейших событий в истории средневековья являлось изобретение жесткого каркасного седла и стремян. Резко расширились боевые возможности всадников, и возросла ударная мощность тяжелой кавалерии. Сидя в прочных седлах с жестким каркасом и упирая ноги в подножки стремени, наездники получили необыкновенную свободу движений, что немедленно привело к созданию новых типов оружия. Это не могло не сказаться на тактике ведения боя. Такие войны – всадники долгое время вели успешные войны на обширных территориях, одерживая внушительные победы над очень серьезными противниками».

Соловьев А.И.

 

С началом новой эры наступает средневековая история. Время кровавых войн и образования первых государств

Зал эпохи средневековья знакомит с первыми государствами на территории Сибири и Дальнего Востока, В экспозиции отражены вопросы этнической историей и культурных контактов.

Экспозиционное пространство разделено по территориальному принципу.

На Дальнем Востоке мохэские племена, жившие в Манчжурии и в Приморье, создали в конце VII в.  государство Бохай. Находки из раскопок в районе г. Уссурийска иллюстрируют развитое  строительное  искусство и  художественные  достижения бохайских ремесленников, предметы буддийского  культа.  Чжурчжени – наследники бохайцев  в X - XI вв.  создали «Золотую империю».  В экспозицию включены поясные бляхи, литые серьги из бронзы, железные палаши, обоймы сбруйных ремней.

На юго-западе, территорию современного Алтая занимал Тюркский каганат. В экспозиции представлены погребальные комплексы война с конем, распространенные в это время,  каменные древнетюркские изваяния. Интересными являются пояса с большим количеством бронзовых  бляшек,  отражающих  социальное положение владельцев.

Комплекс, посвященный территории Западной Сибири включает в себя  высокохудожественные изделия из бронзы, сюжеты которых свидетельствуют о формировании финно-угорского населения в лесной зоне.

Находки Айдашинской пещеры (Красноярский край) рассказывают об межэтнических контактах населения степи и таежной зоны. 

Жемчужина экспозиции – меч, найденный на территории Новосибирской области, изготовленный  европейскими мастерами (XI – XII вв.)

Зал этнографии

«Человецы незнаемые в восточной стране»

«Еще до вхождения Сибири в состав Русского государства русские люди интересовались  Сибирью, ее народами, их историей и древностями. Кто же населяет эти необъятные просторы?»

Окладников А.П.

 

Идея зала  реализовалась через концепцию: «Человек – земля – космос». Экспозиционное пространство разделено на пять блоков, по способу ведения хозяйства населения Сибири и Дальнего Востока. Но не только бытовая, а и духовная сторона жизни отличает между собой народы азиатской части России.

Быт оседлого  населения отражен в  интерьере русской избы.  Здесь представлены предметы быта и духовной культуры русских старообрядцев. Образцы ткачества, предметы мужской и женской одежды, головные уборы, украшения, расписная мебель, предметы культа.

Имитация жилища алтайцев и казахов раскрывает особенность кочевого образа жизни этих народов. Представленная коллекция материальной культуры состоит из конской упряжи, домашней  утвари, одежды, обуви, а так же музыкальных инструментов…

Комплекс предметов бурят знакомит с  религиозными воззрениями через предметы ламаистского культа, воссоздан домашний дацан.

Уникальна духовная культура северных номадов: кетов, селькупов, ханты и манси. Подлинный «амбарчик», наполненный изображениями духов, свидетельствует о наличии в наше время культа

покровителей рода. Культовая скульптура, покрывала и шлемы «небесного богатыря», медвежьи маски, атрибуты шаманского культа   рассказывает о многообразии духовного мира  таежного населения Сибири.

Предметы народов Приамурья: свадебные халаты, обувь, рукавицы, изготовленные из рыбьей кожи,  свидетельствуют о том, что основным  занятиям ульчей и нанайцев является оседлое рыболовство. Деревянные антропоморфные и зооморфные идолы представляют пантеон древних богов населения Дальнего Востока.